Стоит сначала понять, почему обычная доставка (та, которая сейчас занимает 99,9% рынка и используется всеми знакомыми нам маркетплейсами) наносит вред окружающей среде:
1. Первое – это, конечно же, упаковка. Наверняка вы тоже откровенно удивлялись, когда какой-нибудь маленький консилер вам доставляли завернутым в метровую пленку и в огромной коробке с воздушными пакетами. Казалось бы, это же чистый убыток компании – использовать столько (уже) дорогостоящей упаковки впустую. К сожалению, практически во всех случаях за эту доставку платим мы с вами, поэтому и деньги компания как доставщик не платит, а лишь минимизирует риски испортить товар при транспортировке — за что как раз придется расплачиваться ей, в случае чего.
Можно ли нам отказаться от пакетов в доставке? Причина, по которой в наш «пакет с пакетами» после доставки добавляется еще с десяток совершенно новых полиэтиленовых «загрязнителей» — государственное регулирование СанПиНа, которое обязывает упаковывать все товары в разные пакеты.
Давайте поясним подробнее: Роспотребнадзор обязывает продавать в свою тару «только те продукты, которые можно помыть или подвергнуть термической обработке. Это овощи и фрукты, которые мы привыкли покупать на развес, а также мясо, рыба, замороженные полуфабрикаты».
Все остальные продукты могут продаваться на развес в оборотную тару только через специальный дозатор. Готовые же блюда можно покупать только в производственной упаковке.
Однако весной 2022 года, когда цены на упаковку резко взлетели, многие пользователи онлайн-доставки начали делиться в социальных сетях фотографиями товаров, доставленных без какой-либо дополнительной упаковки. Более того, Роспотребнадзор разрешил продавать хлеб в свою упаковку (например, тканевые мешочки) из-за роста цен на фоне кризиса 2022 года. Поэтому не совсем понятно, насколько правило СанПиНа актуально в нынешних реалиях и будут ли они действовать в ближайшем будущем.
2. Вторая главная проблема – логистика. Экологичная доставка в идеале подразумевает собой минимально возможное количество углеродного следа на каждом ее шаге – от момента, когда магазин принял ваш онлайн-заказ до той секунды, как вы его получили лично в руки.
Основная загвоздка логистики – отсутствие электрокаров в доставке. Если бы крупные компании доставляли заказы, используя электричество, выбросов было бы в разы меньше (да, они в любом случае были бы, но гораздо в меньшем количестве). В России единственной компанией, которая начала развивать доставку на электромобилях, была ИКЕА. И то у них было несколько автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге, дальше компания не успела продвинуть свою доставку. И видимо, уже не сможет вернуться к возобновлению этого процесса. Однако Яндекс тоже начал развивать доставку на электродвигателях и начал с роботов, которые уже свободно курсируют по некоторым районам крупных городов.
3. Утилизация и переработка. Даже если компания доставляет вам товар в коробках, а внутрь кладет лишь крафтовую бумагу, назвать такую доставку экологичной не получится. На упаковку все равно были потрачены большие ресурсы, но углеродный след такой доставки получается больше, нежели доставка в пластике.
Надежда на сокращение следа доставки ложится на нас – нам необходимо правильно утилизировать упаковку от доставки, сдав ее в переработку. Недавно сами маркетплейсы начали объявлять сбор упаковки в пунктах выдачи, которые компании передают в переработку. Такой подход наиболее здравый и уменьшает ответственность покупателей перед компанией по доставке.
Что же такое экологичная доставка?
Экодоставка, в идеале, должна исключать основные проблемы, с которыми сталкивается обычная. Это значит, что в ней не должно быть дополнительной упаковки – товар либо доставляется в той упаковке, что уже у него есть, либо в оборотной таре, если товар изначально идет без упаковки. Оборотную тару вы можете отдать заранее, либо при покупке передать курьеру похожую тару (стеклянную банку или пластиковый контейнер/пакет) взамен, чтобы они смогли использовать ее для других покупателей.
Если говорить про идеальный мир в ближайшем будущем, то товары должны доставляться на электромобилях, а курьер должен ехать в одном направлении пару раз в неделю, а не разъезжать по разным районам Москвы каждый день. Для этого и покупателям нужно стать чуточку терпеливее и быть готовым к тому, что заказ не доставят на следующий день.
Получается, если компания откровенно кричит о том, что теперь их доставка не наносит вред природе, это не совсем так. Ведь сейчас говорить о 100% экологичной доставке – это утопия. Максимум, что могут сделать службы доставки сегодня – перейти на картонные коробки и крафтовые наполнители, но это не особо изменит ситуацию, если мы продолжим выбрасывать упаковку в мусорку.
Но есть и хорошие новости: компании по доставке уже делают шаг навстречу экологичному будущему, что не может не радовать. Развивается доставка в оборотной таре, а логистические поставки сводятся на локальных курьерах и магазинах.
Сейчас требовать от компаний максимально экологичной доставки без самостоятельных усилий не совсем честно. Да, мы можем запрашивать маркетплейсы или онлайн-магазины привозить товары в обороной таре или без лишней ненужной упаковки, но при этом обязаны позаботиться о том, как правильно утилизировать то, что вам уже пришло. Ведь, как мы поняли, виноваты могут быть не всегда сами компании – возможно, они просто выполняют требования, без которых не смогут функционировать.