Экожизнь

Экологичная доставка: можно ли ей доверять?

В новостях с хештегом #эко все чаще стали появляться заголовки об экологичной доставке. Теперь некоторые магазины и правда могут доставить товар «без упаковки», привезти обеды в офис в многоразовом контейнере, а качество, скорость и цена доставки при этом никак не изменятся. Но так ли экологична подобная доставка на самом деле? Или это простой гринвошинг?

Стоит сначала понять, почему обычная доставка (та, которая сейчас занимает 99,9% рынка и используется всеми знакомыми нам маркетплейсами) наносит вред окружающей среде:

1.      Первое – это, конечно же, упаковка. Наверняка вы тоже откровенно удивлялись, когда какой-нибудь маленький консилер вам доставляли завернутым в метровую пленку и в огромной коробке с воздушными пакетами. Казалось бы, это же чистый убыток компании – использовать столько (уже) дорогостоящей упаковки впустую. К сожалению, практически во всех случаях за эту доставку платим мы с вами, поэтому и деньги компания как доставщик не платит, а лишь минимизирует риски испортить товар при транспортировке — за что как раз придется расплачиваться ей, в случае чего.

Можно ли нам отказаться от пакетов в доставке? Причина, по которой в наш «пакет с пакетами» после доставки добавляется еще с десяток совершенно новых полиэтиленовых «загрязнителей» — государственное регулирование СанПиНа, которое обязывает упаковывать все товары в разные пакеты.


Давайте поясним подробнее: Роспотребнадзор обязывает продавать в свою тару «только те продукты, которые можно помыть или подвергнуть термической обработке. Это овощи и фрукты, которые мы привыкли покупать на развес, а также мясо, рыба, замороженные полуфабрикаты»

Все остальные продукты могут продаваться на развес в оборотную тару только через специальный дозатор. Готовые же блюда можно покупать только в производственной упаковке. 

Однако весной 2022 года, когда цены на упаковку резко взлетели, многие пользователи онлайн-доставки начали делиться в социальных сетях фотографиями товаров, доставленных без какой-либо дополнительной упаковки. Более того, Роспотребнадзор разрешил продавать хлеб в свою упаковку (например, тканевые мешочки) из-за роста цен на фоне кризиса 2022 года. Поэтому не совсем понятно, насколько правило СанПиНа актуально в нынешних реалиях и будут ли они действовать в ближайшем будущем. 

2.      Вторая главная проблема – логистика. Экологичная доставка в идеале подразумевает собой минимально возможное количество углеродного следа на каждом ее шаге – от момента, когда магазин принял ваш онлайн-заказ до той секунды, как вы его получили лично в руки.

Основная загвоздка логистики – отсутствие электрокаров в доставке. Если бы крупные компании доставляли заказы, используя электричество, выбросов было бы в разы меньше (да, они в любом случае были бы, но гораздо в меньшем количестве). В России единственной компанией, которая начала развивать доставку на электромобилях, была ИКЕА. И то у них было несколько автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге, дальше компания не успела продвинуть свою доставку. И видимо, уже не сможет вернуться к возобновлению этого процесса. Однако Яндекс тоже начал развивать доставку на электродвигателях и начал с роботов, которые уже свободно курсируют по некоторым районам крупных городов. 

3.      Утилизация и переработка. Даже если компания доставляет вам товар в коробках, а внутрь кладет лишь крафтовую бумагу, назвать такую доставку экологичной не получится. На упаковку все равно были потрачены большие ресурсы, но углеродный след такой доставки получается больше, нежели доставка в пластике.
Надежда на сокращение следа доставки ложится на нас – нам необходимо правильно утилизировать упаковку от доставки, сдав ее в переработку. Недавно сами маркетплейсы начали объявлять сбор упаковки в пунктах выдачи, которые компании передают в переработку. Такой подход наиболее здравый и уменьшает ответственность покупателей перед компанией по доставке.

Что же такое экологичная доставка?
Экодоставка, в идеале, должна исключать основные проблемы, с которыми сталкивается обычная. Это значит, что в ней не должно быть дополнительной упаковки – товар либо доставляется в той упаковке, что уже у него есть, либо в оборотной таре, если товар изначально идет без упаковки. Оборотную тару вы можете отдать заранее, либо при покупке передать курьеру похожую тару (стеклянную банку или пластиковый контейнер/пакет) взамен, чтобы они смогли использовать ее для других покупателей.
Если говорить про идеальный мир в ближайшем будущем, то товары должны доставляться на электромобилях, а курьер должен ехать в одном направлении пару раз в неделю, а не разъезжать по разным районам Москвы каждый день. Для этого и покупателям нужно стать чуточку терпеливее и быть готовым к тому, что заказ не доставят на следующий день.

Получается, если компания откровенно кричит о том, что теперь их доставка не наносит вред природе, это не совсем так. Ведь сейчас говорить о 100% экологичной доставке – это утопия. Максимум, что могут сделать службы доставки сегодня – перейти на картонные коробки и крафтовые наполнители, но это не особо изменит ситуацию, если мы продолжим выбрасывать упаковку в мусорку.

Но есть и хорошие новости: компании по доставке уже делают шаг навстречу экологичному будущему, что не может не радовать. Развивается доставка в оборотной таре, а логистические поставки сводятся на локальных курьерах и магазинах.


Сейчас требовать от компаний максимально экологичной доставки без самостоятельных усилий не совсем честно. Да, мы можем запрашивать маркетплейсы или онлайн-магазины привозить товары в обороной таре или без лишней ненужной упаковки, но при этом обязаны позаботиться о том, как правильно утилизировать то, что вам уже пришло. Ведь, как мы поняли, виноваты могут быть не всегда сами компании – возможно, они просто выполняют требования, без которых не смогут функционировать.
Теория
Made on
Tilda